Тема: Значение и употребление глаголов в речи
Цель: формировать умения распознавать глаголы среди других частей речи,
употреблять глаголы в речи.
Ход урока
II. Актуализация знаний
Прочитай
По полям бегут
ручьи,
На дорогах лужи,
Скоро выйдут
муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник.
С.
Маршак
— Назовите
выделенную часть речи, которую использовал автор. Что вы о ней знаете?
IIСамоопределение к деятельности
Глагол - самая огнедышащая, самая
живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая... кровь языка. (А. Югов)
Гудят глаголы, как деревья,
Промёрзшие и в хлопьях птиц!
В.
Соснора
— Почему
писатели произносят похвальное слово глаголу?
— Сформулируйте
тему урока
ГЛАГОЛ
V. Работа по теме урока
1. Наблюдения над ролью
глаголов в речи
— Прочитайте
текст.
Жаркое южное утро. Порт на берегу
Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб,
разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками,
продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.
— Из каких
частей речи состоит этот текст?
— Почему
изображаемый мир как бы застыл, неподвижен, статичен?
— Прочитайте
второй текст.
Наступило жаркое южное утро. В
порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов.
Дымят трубы, хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры,
снуют носильщики, многоголосо кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся
разносчики мороженого.
— Как изменился
текст? Что его изменило?
— Почему
неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощью какой части речи
это произошло?
1. Работа по учебнику
Упр.
169 (с. 100).
— Прочитайте
первую группу слов.
— Определите
часть речи. Обоснуйте свой ответ.
— Прочитайте
вторую группу слов.
— Определите
часть речи. Обоснуйте свой ответ.
— Выполните письменные
задания к упражнению(устно)
— Прочитайте
предложения, которые вы составили.
— Что можно
сказать об этих предложениях?
— Каким членом
предложения является глагол?
Упр.
170 (с. 100).
— Прочитайте
стихотворение.
— Назовите тему
стихотворения. Назовите главную мысль.
— Какая из
данных пословиц иллюстрирует главную мысль стихотворения?
— Найдите в
стихотворении глаголы. Что они обозначают?
— Выполните
письменные задания к упражнению(устно)
— Прочитайте
предложения
— Назовите в
них глаголы.
— Прочитайте
сведения о языке на с. 101.
— Что такое
глагол?
— На какие
вопросы отвечает глагол?
— Прочитайте
правило ещё раз. Закройте учебники. Расскажите правило родителям.
VII. Закрепление изученного материала
Письмо в тетради
Ласточка
Травка зеленеет,
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
А.
Плещеев
— Прочитайте
стихотворение. Назовите автора.
— С помощью
каких слов автор передаёт признаки весны?
— Запишите стихотворение в тетрадь.
Подчеркните глаголы.
— Оцените свою
работу на уроке.
Подведение итогов урока
— Какую роль
выполняют глаголы в нашей речи?
Домашнее задание: выучить правило на с. 101
Комментариев нет:
Отправить комментарий