МИХАИЛ
ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ.
«УТЕС», «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»
Цели: познакомить с поэзией М.
Ю. Лермонтова, узнать о жизни поэта; расширять кругозор
I. Изучение нового материала.
– Когда называют великих русских поэтов,
сразу после Пушкина произносят имя Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти
строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Сам Михаил Юрьевич Лермонтов
рассказывал, что с детских лет он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть
лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и
непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в
окно на мою детскую кроватку...».
– Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова
в детстве, написанный неизвестным художником.
с.140 - 141
– Каким вы представляете себе
Лермонтова-ребенка?
– Что
в портрете заставляет
обратить на себя
особое внимание?
– Его глаза поражают, притягивают к
себе.
Один из учеников знаменитого художника
К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так:
«...маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими
карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой.
Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили
чарующее впечатление...».
– Писать стихи Михаил Юрьевич начал
очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном
переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному
Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы».
Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл
преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич
Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал
своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил
его с основными принципами стихосложения.
Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет
уроки рисования, но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать
контуры и запрещает рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а
позже на скрипке.
Рассмотрите в
учебнике рисунки, сделанные М. Ю. Лермонтовым.
После окончания учебы в пансионе
17-летний Лермонтов поступает учиться в Московский университет.
Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова
связана с Кавказом. В детстве он рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка
часто возила его на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки.
Позже Лермонтов – офицер гусарского полка – бесстрашный воин, участник войны на
Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов,
везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского)
оказывал самоотвержение выше всякой похвалы».
И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук
врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая
Мартынова, у подножья горы Машук.
Он был молод и полон творческих сил.
– Поэзию Лермонтова можно сравнить с
лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть,
потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки.
– Стихотворение, с
которого мы начнем
знакомство с поэзией М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за
несколько месяцев до гибели. Это стихотворение «Утес».
– Как вы понимаете значение слова
«утес»?
Утес – высокая, отвесная скала.
Прочитайте стихотворение.
– Какое настроение вызывает
стихотворение?
– Каким вы представляете себе утес?
– А какая тучка?
– Отчего плачет утес?
– С каким чувством вы бы прочитали
стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
– Другое стихотворение М. Ю. Лермонтова,
которое вы прочитаете сегодня, – свободный перевод одной из частей стихотворения
немецкого поэта И. В. Гете «Ночная песня странника». Лермонтов назвал
стихотворение «Горные вершины», впоследствии оно было положено на музыку.
Прочитайте стихотворение.
– Какие картины вы представили?
– О чем думали, слушая стихотворение?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– О чем вас заставил задуматься урок?
Домашнее задание:
Домашнее задание:
перечитать
стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» (с. 146) и «Горные вершины» (с. 144,
часть 1-я),
выучить одно из стихотворений наизусть (по желанию),
Всем сделать рисунок.
выучить одно из стихотворений наизусть (по желанию),
Всем сделать рисунок.
Комментариев нет:
Отправить комментарий