пятница, 17 ноября 2017 г.

СДО литература

МИХАИЛ ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ.
«УТЕС», «ГОРНЫЕ ВЕРШИНЫ»

Цели: познакомить с поэзией М. Ю. Лермонтова, узнать  о жизни поэта; расширять кругозор 
I. Изучение нового материала.
– Когда называют великих русских поэтов, сразу после Пушкина произносят имя Лермонтова. И, пожалуй, каждый знает эти строки:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
      Сам Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывал, что с детских лет он разлюбил игрушки и начал мечтать: «В шесть лет я уже заглядывался на закат, усеянный румяными облаками, и непонятно-сладостное чувство волновало мою душу, когда полный месяц светил в окно на мою детскую кроватку...».
– Посмотрите на портрет М. Ю. Лермонтова в детстве, написанный неизвестным художником.
с.140 - 141
– Каким вы представляете себе Лермонтова-ребенка?
– Что  в  портрете  заставляет  обратить  на  себя  особое  внимание?
– Его глаза поражают, притягивают к себе.
           Один из учеников знаменитого художника К. Брюллова, который часто встречал Лермонтова в детстве, писал о нем так: «...маленький ростом, с большой головой и бледным лицом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остается для меня загадкой. Глаза эти с умными черными ресницами, делавшими их еще глубже, производили чарующее впечатление...».
– Писать стихи Михаил Юрьевич начал очень рано, и к 13 годам он имел «большую тетрадь в голубом бархатном переплете», в которой находились «разные сочинения», принадлежавшие юному Лермонтову. В 14 лет он решает написать свою первую поэму «Черкесы».
Огромную роль в жизни Лермонтова сыграл преподаватель пансиона, в котором учился будущий поэт, Алексей Зиновьевич Зиновьев. Этот всесторонне образованный человек, педагог и литератор, дал своему одаренному ученику богатые сведения по истории и литературе, познакомил его с основными принципами стихосложения.
       Кроме того, Лермонтов хорошо рисует, берет уроки рисования, но досадует на то, «что учитель заставляет его рисовать контуры и запрещает рисовать свое»; одновременно учится играть на фортепьяно, а позже на скрипке.
        Рассмотрите в учебнике рисунки, сделанные М. Ю. Лермонтовым.
После окончания учебы в пансионе 17-летний Лермонтов поступает учиться в Московский университет. 
             Большая часть жизни М. Ю. Лермонтова связана с Кавказом. В детстве он рос слабым, болезненным ребенком, и бабушка часто возила его на «кавказские воды». На Кавказе жила и сестра его бабушки. Позже Лермонтов – офицер  гусарского  полка – бесстрашный воин, участник войны на Кавказе. Один из сослуживцев поэта вспоминал: «...Всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам... и во главе отряда (кавалерийского) оказывал самоотвержение выше всякой похвалы».
          И погиб он тоже на Кавказе, но не от рук врага, а от предательского выстрела на дуэли своего однокашника Николая Мартынова, у подножья горы Машук.
Он был молод и полон творческих сил.
– Поэзию Лермонтова можно сравнить с лунным сиянием. Печальная, щемящая сердце нота звучит в его поэзии. Может быть, потому, что герои его стихов и поэм часто одиноки.
– Стихотворение,  с  которого  мы  начнем  знакомство  с  поэзией М. Ю. Лермонтова, поэт написал всего за несколько месяцев до гибели. Это стихотворение «Утес».
– Как вы понимаете значение слова «утес»?
Утес – высокая, отвесная скала.
 Прочитайте стихотворение.
– Какое настроение вызывает стихотворение?
– Каким вы представляете себе утес?
– А какая тучка?
– Отчего плачет утес?
– С каким чувством вы бы прочитали стихотворение?
Упражнение в чтении стихотворения.
– Другое стихотворение М. Ю. Лермонтова, которое вы прочитаете сегодня, – свободный перевод одной из частей стихотворения немецкого поэта И. В. Гете «Ночная песня странника». Лермонтов назвал стихотворение «Горные вершины», впоследствии оно было положено на музыку.
Прочитайте стихотворение.
– Какие картины вы представили?
– О чем думали, слушая стихотворение?
IV. Итог урока.
– Какие открытия сделали?
– О чем вас заставил задуматься урок?
Домашнее задание: 
перечитать стихотворения М. Ю. Лермонтова «Утес» (с. 146) и «Горные вершины» (с. 144, часть 1-я), 
выучить одно из стихотворений  наизусть  (по желанию),  
Всем сделать  рисунок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий