Тема: Однокоренные слова
Цели: совершенствовать
умения находить однокоренные слова, формировать представление о различиях между звуком и буквой, выделять в словах корень; развивать
мышление.
Ход урока
Работа по учебнику. Повторение
Упр. 107 (с.
61).
— Прочитайте.
— Докажите, что в правом
столбике записаны однокоренные слова.
— Как называется общая
часть родственных слов? (Корень.)
— Выполните устно задание к упражнению.
— Прочитайте однокоренные
слова. Назовите корень.
— Прочитайте ниже сведения
о языке.
— Какие слова называются
однокоренными?
— Как пишется корень в
однокоренных словах?
— Прочитайте правило ещё
раз. Закройте учебники. Расскажите правило родителям.
2. Работа со словом из словаря
— Отгадайте загадку.
Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали —
Не одну нашли, а десять!
Как её названье, дети? (Картофель.)
— Найдите слово картофель
в орфографическом словаре.
— Запишите его в тетрадь 2 раза Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложение со
словом картофель, запишите.
— Запомните написание этого
слова.
Каждый из нас с детских лет помнит стихотворение Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла
Картошку,
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свёклу...
А откуда к нам пришли эти овощи? Поговорим о происхождении
названий некоторых из них, прежде всего картошки.
Клубни картофеля похожи на гриб трюфель. Растут, как и трюфель,
под землёй. Поэтому в Италии, куда картофель привезли из Южной Америки, его и
назвали грибным именем — тартуфоло. Затем это слово немцы превратили в
картофель. К нам картофель вместе со своим немецким названием попал при Петре I. Крестьяне долго не
принимали заморский
овощ и называли его чёртовым яблоком, но со временем всё-таки
оценили неприхотливое и урожайное растение по заслугам. Прижилось и слово картофель,
только в разговорной речи зазвучало оно совсем по-русски: картошка.
3. Упр. 113
(с. 63).
Комментариев нет:
Отправить комментарий